Masakra.ru » Закон

Какие права нужны: обзор категорий водительских удостоверений

Какие права нужны: обзор категорий водительских удостоверений с фото

Согласно Венской конвенции, водительское удостоверение должно иметь единый образец во всех странах, чтобы автомобилист имел максимальную свободу передвижения и не был ограничен пределами одного государства. Россия является участником этого договора — поэтому появление в нашей стране документов нового образца было лишь вопросом времени после подписания соглашения. Сейчас органы ГИБДД выдают удостоверения, в которых имеется очень много отметок, соответствующих разнообразным видам транспорта. Чтобы понять, какие категории прав вам необходимо получать для управления конкретным средством передвижения, стоит внимательно рассмотреть каждую из них.

Во всех странах должно быть одинаковое удостоверение

Содержание

  • Как выглядит удостоверение?
  • Основные категории
  • А. Мотоциклы
  • Квадрицикл или всё-таки квадроцикл?
  • B. Легковушки
  • С. Грузовики
  • D. Автобусы
  • M, Tm, Tb. Прочие
  • Немного теории напоследок

Как выглядит удостоверение?

Поскольку с 2014 года во внешний вид документа внесены определённые изменения, стоит подробно рассмотреть его. Лицевая сторона прав снабжена фотографией человека, которому они принадлежат, а также его личной подписью, которая должна точно совпадать с имеющейся в паспорте. Кроме того, здесь указывается личная информация водителя — ФИО, место и дата рождения. Вносятся в удостоверение и регистрационные данные ГИБДД: место постоянного проживания автомобилиста, отделение, в котором выдавался документ, а также его серия и номер. Среди наиболее важных сведений, располагающихся на передней стороне водительских прав, можно назвать также даты начала и окончания действия удостоверения, и открытые категории.

Сзади приводится расшифровка категорий прав, например, если при вождении конкретного транспорта на водителя накладываются ограничения, это будет указано в специальной таблице. Кроме того, здесь можно найти и сроки действия удостоверения по каждой категории индивидуально. Помимо категории водительских прав, на тыльной стороне имеется графический код, позволяющий инспекторам моментально заносить в базу данных все сведения о человеке, и регистрационный номер документа. Последним элементом, о котором стоит сказать, является строка для примечаний — в неё может вноситься информация о стаже владельца, а также ограничения, касающиеся использования только автоматической трансмиссии.

Основные категории

Сразу стоит сказать, что видов прав относительно немного, и нынешние категории мало чем отличаются от имевшихся ранее. В частности, законом предусмотрено создание шести основных категорий, а также пяти подкатегорий для автомобилей с прицепом и четырёх специальных подкатегорий, которые имеют свои особые ограничения. Поэтому запомнить, какое именно водительское удостоверение вам нужно будет получать, совсем несложно.

Интересно, что отдельной программы подготовки для специальных подкатегорий пока не существует, поэтому их автоматически открывают любому водителю. А вот с прицепом такая схема не работает — для этого нужно сдавать экзамен на транспортном средстве, оснащённом таким дополнением. Причём, если вы сдаёте на права сразу нескольких категорий, но проходите экзамен только на грузовике с прицепом, управлять сочленёнными автобусами и легковушками с прицепами вам не разрешат. Проще всего дела обстоят с мопедами — эту категорию открывают, если у человека имеются права с любой другой отметкой либо удостоверение старого образца. Теперь рассмотрим, какие же конкретно категории и подкатегории предусматриваются Венской конвенцией.

А. Мотоциклы

В категорию под буквой «А» собраны все двухколёсные транспортные средства, которые официально зарегистрированы, как мотоциклы. Такое уточнение необходимо, поскольку некоторые люди считают, что скутеры, вне зависимости от рабочего объёма их мотора, должны относиться к мопедам. Кроме того, к мотоциклам приравнивают любые трициклы и квадрициклы, масса которых не достигает 400 кг.

Категория «А1» предусматривает ограничение кубатуры мотора двухколёсного транспорта, а также его мощности. Рабочий объём двигателя может составлять 50–125 кубических сантиметров, а мощность — 11 кВт. Именно к этой категории относится большая часть лёгкой двухколёсной техники, встречающейся на российских дорогах. Стоит учитывать, что оба требования должны соблюдаться одновременно, поэтому недорогой скутер входит в категорию «А1», а двухтактный мотоцикл с очень высокой удельной мощностью — нет.

Квадрицикл или всё-таки квадроцикл?

После того как появились новые водительские категории, получавшие удостоверения люди находились в недоумении, прочитав слово «Квадрицикл». Многие посчитали это вариантом написания термина «Квадроцикл», и стали приобретать соответствующую технику для езды по бездорожью. Однако такое понимание в корне неверно, и за управлением тяжёлым квадроциклом со стандартными водительскими правами может назначаться немалый штраф.

Стоит отметить, что квадрициклом называют лёгкий транспорт, который не может приравниваться к автомобилям ввиду небольшого размера и ограниченной мощности мотора. Примером квадрициклов являются инвалидные мотоколяски, а также четырёхколёсные электрические машины весом до 400 кг. А вот для управления квадроциклом в привычном для нас понимании нужно получать права машиниста-тракториста класса «AI», которое даёт возможность управлять внедорожным мототранспортным средством. Кроме того, подобный транспорт нужно регистрировать не в ГИБДД, а в Ростехнадзоре, получая паспорт самоходной машины вместо привычного ПТС.

B. Легковушки

В этой категории ситуация почти не изменилась. По-прежнему легковым автомобилем считается тот, полная масса которого составляет не более 3,5 тонн, а число полноценных пассажирских мест, за исключением водительского — 8. Соответственно, облегчённо могут вздохнуть владельцы крупных минивенов Mercedes Vito, Volkswagen Transporter и их аналогов, у которых количество пассажирских мест точно совпадает с указанным в правилах. Ранее появлялась непроверенная информация о том, что такие машины могут отнести к лёгким автобусам, но она не подтвердилась.

Если вам необходимо управлять машиной с прицепом, стоит открывать категорию BE — однако это не означает, что общая полная масса автомобиля и грузовой платформы может превышать 3,5 тонны. Соответственно, для полноразмерного внедорожника либо пикапа с большим прицепом вам придётся открыть грузовую категорию. Интересно, что прицеп массой до 750 кг не считается требующим открытия отдельной категории — это правило распространяется не только на обычные легковушки, но и на прочие классы транспорта.

Новые категории прав также содержат очень интересный раздел, названный «B1». В него входят автомобили, а также квадрициклы и трициклы, которые не приравниваются к мотоциклам. Масса транспортных средств не может составлять больше 550 кг — отличия от категории «А» с её ограничением в 400 кг невелико. Однако здесь стоит сделать существенную оговорку — в правилах указывается ограничение по порожней массе, которое не предусматривает наличия в машине аккумулятора. Следовательно, электромобили, в которых он занимает почти половину веса машины, попадают в категорию «B1» даже при намного большей массе.

С. Грузовики

Здесь также не произошло особенных изменений — управлять можно автомобилями, полная масса которых превышает показатель 3,5 тонны, но которые не принадлежат к категории автобусов. Кроме того, не распространяется такое водительское удостоверение на легковые автомобили (менее 3,5 тонн), даже если фактически они представляют собой компактные грузовые фургоны. Если говорить о категории C1, то здесь всё также достаточно просто — к ней относятся автомобили с полной массой в пределах значений 3,5–7,5 тонн, то есть обычные фургоны средних размеров, чаще всего работающие в городских службах доставки.

Кроме того, предусмотрено здесь и сразу две подкатегории для автомобилей с прицепами. Права «CE» дают возможность управлять машиной с дополнительной грузовой платформой массой от 750 до 3500 кг. А вот категория C1E накладывает иные ограничения — здесь суммарная масса автопоезда не может превышать 12 тонн, а прицепа с грузом — пустого автомобиля.

D. Автобусы

К категории D без различных приставок принадлежит автомобиль, число пассажирских мест в котором превышает 8 вне зависимости от его полной массы. Сюда попадают различные автобусы, которые не предназначены для работы в составе автопоездов. Категория D1 соответствует традиционным городским «маршруткам» малого класса, в которых число мест варьируется в пределах 8–16.

Автобусы класса DE могут оснащаться прицепом, полная масса которого колеблется от 0,75 до 3,5 тонн. Кроме того, такие права дают возможность управлять сочленёнными транспортными средствами, перевозящими большое число пассажиров. В категории D1E масса автопоезда не может превышать 12 тонн, причём прицеп не должен предназначаться для перевозки людей.

M, Tm, Tb. Прочие

Права категории «M» предназначаются для управления транспортом, который ранее вовсе не относился к требующему удостоверений. Теперь в него внесены мопеды, а также лёгкие квадрициклы и трициклы, которые имеют рабочий мотор двигателя менее 50 кубических сантиметров, или мощность не более 4 кВт при условии использования электрического привода. Интересно, что категория уже существует, а в автошколах нет программ для обучения водителей таких транспортных средств. На вопрос, что делать, инструкторы разводят руками и предлагают записываться в группу, где учат управлять мотоциклом.

Кроме того, в правах могут быть также открыты категории Tm и Tb — они позволяют управлять городскими трамваями и троллейбусами соответственно. Здесь стоит вспомнить, что автошколы с нынешнего года выдают не свидетельства о прохождении программы, а дипломы. Поэтому при приёме на работу в коммунальное автотранспортное предприятие могут потребовать диплом водителя трамвая/троллейбуса.

Со всеми категориями прав, существующими в 2015 году, вы можете ознакомиться в следующей таблице:

Категория Подкатегория Описание

А. Мототехника

А. Мотоциклы Двухколёсный транспорт, а также трициклы и квадрициклы, масса которых не превышает 400 кг. А1. Лёгкие мотоциклы Мототехника, у которой объём двигателя не превышает 50-125 кубических сантиметров, а мощность привода — 11 кВт.

B. Легковые автомобили

  В. Легковые автомобили Четырёхколёсный транспорт, полная масса которого не превышает 3,5 тонны, а количество мест для пассажиров (кроме водительского) — 8. ВЕ. Легковые автомобили с прицепом Автопоезд, полная масса которого не превышает 3,5 тонны. Прицепы с полной массой до 0,75 тонны не требуют открытия данной подкатегории. В1. Облегчённые легковые автомобили Легковые автомобили с порожней массой (без водителя и пассажиров, нагрузки, технологических жидкостей, ремкомплекта и аккумулятора) до 550 кг. C. Грузовой транспорт С. Грузовики Автомобили полной массой свыше 3,5 тонн, количество пассажирских мест (кроме водительского) в которых не превышает 8. С1. Облегчённые грузовики Грузовики с полной массой от 3,5 до 7,5 тонн. СЕ. Грузовики с прицепом Автомобиль с полуприцепом либо прицепом С1Е. Облегчённые грузовики с прицепом Автомобиль с прицепом или полуприцепом, полная масса которого не превышает снаряжённую массу самой машины. Полная масса автопоезда не должна превышать 12 тонн. D. Пассажирские автобусы D. Автобусы Автомобили, предназначенные для перевозки более чем 8 пассажиров (исключая водителя) D1. Облегчённые автобусы Автомобили, оснащённые 8-16 пассажирскими местами DE. Сочленённые автобусы Автобусы с дополнительной пассажирской секцией, не имеющей собственного привода, либо с прицепом, полная масса которого варьируется в пределах 0,75-3,5 тонны D1E. Облегчённые автобусы с прицепом Автобусы с прицепами для груза (применение пассажирских прицепов в этой подкатегории запрещено). Полная масса автопоезда не должна превышать 12 тонн. Tm. Трамваи Городской электротранспорт на рельсовом ходу Tb. Троллейбусы Городской электротранспорт на колёсном ходу, получающий питание от стационарной контактной сети. М. Мопеды Двухколёсные транспортные средства, а также трициклы и квадрициклы, объём двигателя которых не превышает 50 кубических сантиметров, а мощность — 4 кВт.

Немного теории напоследок

Несмотря на то что открытие новой категории в правах может обойтись в круглую сумму (2000 рублей только на оформление документа и не менее 4,5 тысяч на сдачу экзаменов), заниматься этим нужно обязательно, если вы собираетесь пересаживаться на иной вид транспорта. Штраф за несоответствие категории водительского удостоверения автомобилю составляет 5–15 тысяч рублей. Кроме того, не стоит думать, будто вам придётся заново проходить полноценное обучение в автошколе — для переподготовки используются сокращённые курсы, из которых изъят базовый этап. Поэтому быстрое и лёгкое добавление новой категории позволит вам избавиться от множества проблем — необходимо только точно определить, каким именно транспортом вы собираетесь управлять.

Репост
Наверх