Автомат или вариатор: как выбрать![]() Каждый водитель имеет свои предпочтения касающиеся трансмиссии. Но новички часто задаются вопросом, что лучше: автомат или вариатор. Для ответа на этот вопрос нужно разобраться в особенностях этих типов коробок. АвтоматТакое название прочно закрепилось лишь за одним типом АКПП. А точнее за гидромеханической планетарной коробкой. Так называемые «роботы» и электронные КПП автоматической трансмиссией не являются. Конструкция узла состоит из гидротрансформатора и непосредственно автомата (планетарной передачи). Первая часть используется для переключения передач. А вторая для распределения усилия. От их баланса во многом зависит качество работы АКПП. Гидротрансформатор состоит из трех колес. Все вместе они обеспечивают работу механизма АКПП. Насосное прикреплено к корпусу. Вторым является турбинное колесо. Между ними располагается реактор (статор). Он комплектуется специальной обгонной муфтой. По мере набора оборотов насосом муфта притормаживает статор. При количестве оборотов три четверти от максимума она вообще блокирует реактор.Эта конструкция располагается между коробкой и двигателем, то есть там, где на механике устанавливается сцепление. В редких случаях все это собирается по-другому. Тогда усилие на гидротрансформатор передается через специальный кардан. Задача конструкции заключается в усилении крутящего момента при разгоне. Достигается это путем накопления энергии в жидкости находящейся внутри трансформатора. Также благодаря некоторым особенностям гасятся толчки, появляющиеся при переключении. При этом часто возникает проскальзывание турбинного колеса в отношении насосного. Таким образом, может теряться часть мощности. Сам автомат состоит из планетарных шестерней, фрикционных, а также обгонных муфт. Все это вместе обеспечивает плавную и полную передачу усилия на колеса. Некоторые варианты исполнения (Honda) используют валы с шестернями. То есть это та же механика только с гидравлическим переключением не требующая участия водителя. Также у некоторых версий можно встретить тормозной ремень, он выравнивает скорости кручения разных шестерней при переключении. То есть такой тип трансмиссии состоит из двух узлов.
Управление осуществляется с помощью селектора. С его помощью можно выбрать оптимальный режим движения. ВариаторБолее правильно называть такой вид трансмиссии бесступенчатой передачей. Коробкой переключения передач такой механизм также не является. Непосредственного переключения здесь не происходит. ![]() На некоторых тяжелых автомобилях, а также внедорожниках предназначенных к эксплуатации в сложных условиях можно встретить цепной вариатор. Принцип его работы схож с более распространенным вариантом. Регулятор настраивается на определенное количество оборотов. При достижении этого уровня ремень плавно перемещается в сторону более эффективной передачи. Таким образом, повышение эффективности работы коробки происходит плавно и без рывков. За счет этого ресурс двигателя заметно увеличивается. ![]() Пример коробки вариатора Как определить тип трансмиссииЕсли в автомобиле стоит механика, то с определением разновидности трансмиссии вопросов не возникнет. А вот при наличии автомата могут возникнуть сложности. Особенно, если вы покупаете машину у девушки. Поэтому лучше всего уметь различать автомат и вариатор. В первую очередь следует заглянуть в документы.
Но иногда в документах может и не быть упоминания трансмиссии. Такое, конечно, бывает редко, но случается. В таком случае следует обращать внимание на дополнительные признаки. Для этого прокатитесь на автомобиле. Автомат выдаст себя легкими толчками, возникающими при переключении передачи. Вариатор таким не страдает. На большой скорости можно определить вид трансмиссии, резко нажав газ. Если установлен вариатор, то машина немного потупит, набирая скорость плавно и безо всяких рывков. При этом бесполезно пробовать определить тип по обозначениям на селекторе. У большей части современных машин они полностью идентичны. Общие черты и различияПожалуй, единственной общей чертой является увеличение передаточного числа без участия человека. А вот различий у них значительно больше. Основным является способ переключения. Вариатор, по сути, постоянно выбирает передаточные числа исходя из конкретных условий. Делается это плавно. При переключении автомата возникает момент когда колеса не соединены с двигателем. Длиться он четверть секунды, но все-таки ощущается толчок. Также конструкция вариатора более проста. Это делает его более дешевым при производстве. Сравнительные особенностиНа самом деле для каждого человека ответ на вопрос выбора будет свой. У всех людей вкусы и требования разные. Поэтому механика до сих пор достаточно популярна.
Если сравнивать что лучше автоматическая трансмиссия или бесступенчатая коробка на трассе, то лучше конечно автомат. Он прекрасно держит скорость даже на затяжных подъемах. Расход топлива в таких случаях значительно ниже.
Неоспоримым преимуществом вариатора является его плавная работа. В отличие от АКПП здесь нет дерганий при переключении передачи.
Недостатком является необходимость замены вариаторного ремня. Большая часть производителей рекомендует делать это каждые сто тысяч километров. Процедура достаточно сложная, делать ее возьмутся не в каждом сервисе. Также владельцы автомобилей с такой трансмиссией сталкиваются с подбором масла для замены. Такая трансмиссионная смазка достаточно редко встречается в магазинах. Что же выбратьОкончательный ответ на вопрос, что же лучше, можно дать только уточнив условия в которых будет эксплуатироваться автомобиль. При частых загородных поездках лучше всего подойдет автомат. Он в таком случае более экономичен. Также автомат более надежен и не склонен к неожиданным поломкам. Также зимой АКПП более эффективна. Вариатор не приспособлен для поездок по снегу и не выдерживает долгих пробуксовок. Вариатор подойдет людям, предпочитающим неспешные поездки без резких ускорений. Такой тип трансмиссии прекрасно чувствует себя в городе. Машины с такими коробками очень экономичны.
|