Как самостоятельно обслуживать аккумулятор автомобиля?![]() Содержание
Одной из важных деталей автомобиля является аккумулятор. Он накапливает электроэнергию и отдает ее бортовой системе машины. Без него не запустится стартер. Опытные автомобилисты знают, как обеспечить работу аккумулятора на протяжении пяти — шести лет. Если же не заниматься обслуживанием этого элемента, срок его службы не превысит и трех лет. Всегда экономически выгоднее проводить периодическое обслуживание, чем приобретать новый аккумулятор. В данной статье мы расскажем о причинах снижения срока эксплуатации и этапах диагностики аккумулятора, проверке плотности и способах ее повышения. Причины сокращения срока службы АКБПредупрежден — значит вооружен. Именно такой принцип позволит продлить жизнь аккумулятору автомобиля, расставить приоритеты в обслуживании. Важно знать, какие причины могут привести к сокращению работоспособности. Периодическое разряженное состояниеПравильное состояние аккумулятора – заряженное. В таком случае, при запуске происходит отдача накопленной энергии стартеру. Дальнейшая подзарядка происходит от генератора во время движения автомобиля. Современные транспортные средства, начиненные множеством приборов, потребляют энергию в таком количестве, что аккумулятор не справляется с восполнением запаса. Особенно негативное воздействие на состояние аккумулятора оказывает напряженный городской стиль вождения, когда часто приходится находиться в пробках. Поэтому важно помнить о подзарядке аккумулятора. Температура окруженияТехнически предусмотрено, что аккумулятор в заряженном состоянии полноценно отдает энергию при температурном режиме 15-20 0С. Заряд начинает теряться при снижении температуры уже на 1 0С. Несоблюдение правил эксплуатацииЧаще всего во время зимней эксплуатации авто, в разряженном аккумуляторе на морозе происходит промерзание электролита. Какие могут быть последствия для аккумуляторной батареи? Самые серьезные – полный выход из строя. В момент промерзания электролита получают неисправимые повреждения свинцовые пластины, корпус. Летом в жару автомобилисты сталкиваются с испарением воды из электролита. В такой ситуации опять страдают пластины (возникает замыкание), сокращая срок работы аккумулятора.Неисправность бортовой сетиВажные ее узлы: генератор и регулятор напряжения должны работать безупречно. Любая их неисправность резко снижает работу аккумулятора. Еще один момент, уровень напряжения бортовой сети. Повышенный уровень приводит к постоянной перезарядке батареи и выкипанию электролита. Пониженный уровень приведет к хроническому разряженному состоянию аккумулятора. Какие будут последствия, говорилось выше. Некачественные расходные материалыВнутри аккумулятора неизбежны процессы коррозии. Борьба с этим явлением осуществляется производителями. Что может сделать автомобилист? Заправлять аккумулятор исключительно качественным электролитом и дистиллированной водой. Последнюю специалисты рекомендует брать в аптечных сетях. Сульфатирование пластин аккумулятораСульфатирование пластин также неизбежно. В наших силах только снизить интенсивность данного процесса, прибегая к десульфатации. О возникновении данной проблемы говорит быстрое падение емкости, перегрев, наличие повышенного напряжения на выводах аккумулятора. ![]() Когда проводить обслуживание?Важно знать не только, как обслуживать аккумулятор автомобиля, но и когда это делать. Обслуживание складывается из сервисных операций и диагностики. Если сервисное обслуживание лучше проводить в автосервисах, то диагностику можно и нужно проводить самостоятельно. Только так автомобилист будет знать о реальном состоянии аккумулятора. Диагностику состояния аккумулятора разумно проводить в момент проверки уровня масла, наполнения омывательного бачка и т.п. Такой подход позволит предотвратить некоторые проблемы с батарей. Что входит в диагностику:
Сервисное обслуживаниеКогда операции по обслуживанию проводят сотрудники СТО, владелец авто не задумывается, что же они делают. Но если автомобилист выполняет обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками, ему стоит изучить, какие операции необходимо осуществлять. Рассмотрим пять основных действий. 1. При постоянной эксплуатации автомобиля аккумуляторную батарею рекомендуется подзаряжать раз в три месяца с помощью сетевых зарядных устройств. В этом случае происходит достижение максимального уровня зарядки, и искореняется проблема с разряженным состоянием аккумулятора. Периодическая подзарядка осуществляется в автоматическом режиме при постоянном напряжении от генератора авто. Подзарядка может быть и внеплановой. В ситуациях, когда владелец забывает выключить фары или случается долгий простой автомобиля, тогда уровень зарядки падает до нуля. В этом случае зарядка проводится в режиме постоянного тока. Эту операцию необходимо проводить под контролем. ![]() На первом этапе необходимо отключить аккумулятор от источника зарядки. После этого подключают нагрузочную вилку и сверяют данные встроенного вольтметра с таблицей соответствия. Данные вольтметра, в В Соответствующий уровень зарядки, в % 12,6-12,9 100 12,3-12,6 75 12,1-12,3 50 11,8-12,1 25 11,5-11,8 0Ко второму этапу приступают только при 100% уровне зарядки. При подключенной нагрузке замер производится на пятой секунде работы. Обычно, показатели вольтметра равные и больше 9 говорят о том, что батарея хорошо держит нагрузку. Если же значения ниже, то аккумулятор пора менять. В зависимости от величины используемой нагрузки показания вольтметра могут различаться. Таким образом один и тот же аккумулятор, проверенный двумя разными нагрузочными вилками, может выдать значения как 8.5 В, так и 10.5 В. Допустимый диапазон значений указывается в документации, идущей вместе с нагрузочной вилкой. 3. Определение тока утечки. Если у вас новый аккумулятор, он исправен, но утром после предыдущей нормальной работы вы не можете завести авто, то следует замерить ток утечки. Наличие является нормальным для аккумулятора, только если его величина не превышает норму. Определение уровня тока утечки проводят с помощью мультиметра. Во время проверки надо отключить все потребители тока, выключить зажигание, отключить минусовую клемму аккумулятора. Мультиметр переводим в режим измерения тока и подсоединяем в разрыв между минусовой клеммой и отрицательным выводом, соблюдая полярность. Показания мультиметра считаются нормальными при уровне 15-70 мА. ![]() Практика показывает, что на увеличение тока утечки влияют:
4. Десульфатация аккумулятора помогает только на первичном этапе сульфатации пластин. Если во время диагностики вы столкнулись с такой проблемой, то не затягивайте с восстановлением работоспособности батареи. Выделяют два типа десульфатации.
5. Проверка плотности электролита. Также встречается термин — «плотность аккумулятора». По сути это одно и то же. Замер плотности проводят при полной зарядке аккумулятора. Среднее значение различается по климатическим зонам. Так, в средней полосе норма – 1,27-1,29 г/см3, а в северной – 1,3 г/см3. ![]() Замер проводят в каждом отсеке аккумулятора и отклонение в показателях не должно быть более 0,01 г/см 3. Полученный результат замера плотности электролита может классифицироваться как:
Повышение плотности электролитаРассмотрим отдельно, как повысить плотность. Ведь низкий уровень снижает напряжение и затрудняет пуск двигателя автомобиля.
|