Прямоток как сделать его своими рукамиГлушитель — элемент выхлопной системы двигателя. Его наличие не зависит от вида топлива, на котором работает двигатель — бензин, соляр или метан. Глушитель гасит звуковые колебания, помогает затуханию, затиханию и резонансному уменьшению звуковых волн выхлопа двигателя. Собеседники не смогут общаться около работающего двигателя без глушителя. Шум мотора будет заглушать их речь. Тем не менее многие автовладельцы мечтают переделать выпускную систему и сделать прямоток. Некотрые могут создать его своими руками. Содержание
Виды глушителей и их отличияНасчитывают 4 типа глушителей по способу поглощения акустических волн:
По конструкции:
Схема отражательного обратноточная, остальных — прямоточная. ОтражательныеЕсли в автомобиле устанавливают один глушитель, то используют отражательный вариант. В нём применяют принцип «ломания» потока выхлопных газов за счёт создания нескольких перегородок, камер расширения и поворотов. Громкость выхлопа снижена до нормативных показателей. По этой причине подавляющее большинство заводских автомобилей оснащают отражательным типом. самый популярный для заводской конфигурации автомобиля Недостаток такого вида глушителя — снижение мощности двигателя из-за сопротивления системы выпуска потоку отработавших газов. РезонаторныеНа систему выпуска мощных двигателей в качестве первой ступени устанавливают резонаторный глушитель. Он состоит из перфорированной трубы, помещённой в корпус. Корпус делится на две или три секции. Энергия отработавших газов ослабляется за счёт ступенчатого понижения давления. устанавливается как первая ступень гашения энергии выхлопа Деталь снижает силу звуковых колебаний и сохраняет мощность двигателя при свободном течении потока выхлопных газов. ОграничительныеВ ограничительных глушителях поток газов проходит через диафрагму или конусное сужение, что приводит к снижению мощности мотора. Акустическая защита таких устройств невысока, так как диафрагма не препятствует прямолинейному движению звуковой волны. ПоглотительныеГасящую функцию для звуковых колебаний в поглотительном глушителе выполняет мелкопористый негорючий материал, расположенный в пространстве между перфорированной трубой и корпусом. Конструкция похожа на резонаторный тип. На снижение мощности этот тип влияет незначительно. Замена обратноточного глушителя на прямоточный своими рукамиПри изготовлении прямотока целесообразно применить положительные свойства конструкций нескольких типов. Причины замены стандартного глушителя на прямоточныйВладельцы автомобилей меняют заводской глушитель на прямоток по нескольким причинам:
Инструменты и материалы для работыПрямоточный глушитель часто покупают, но для любителей инструментов и неуёмной жажды творчества рекомендуем изготовить его своими руками. Детали предпочтительнее выполнить из нержавеющей стали толщиной 0,8–2,0 мм. Заготовки из чёрного металла подбирайте толщиной для корпуса 1,0–1,5 мм, остальные 2,0–4,0 мм, чтобы избежать преждевременного прогара деталей, а также используют заготовки из стандартного. Для корпуса применяют подходящие по размеру: огнетушитель, термос, пустой газовый или баллон акваланга. Для набивки камеры глушителя применяют негорючий пористый материал или их комбинацию:
Инструменты:
Переделка старого глушителяиз старого глушителя вырезаем всё, что не нужно Перфорируем внутреннюю трубу доступным способом. Диаметр перфорированной трубы равен диаметру входного патрубка или больше до 30%. небольшое количество мелких отверстий поможет сохранить при выхлопе сочный басистый гул от мотора Учитывайте, что через большие отверстия и пазы из камеры быстрее будут «выдуваться» волокна минеральной ваты. нержавеющая сталь помогает увеличить срок эксплуатации деталей и механизмов в несколько раз В дальнейшем диаметр внутренней трубы возможно уменьшить путём несложных манипуляций, а увеличить — несоизмеримо сложнее. длину трубы отрезаем в нужный размер Надеваем на место перфорации трубы металлические сеточки для кухни. внутреннюю перфорацию перекрываем мелкопористым негорючим материалом Плотно обкручиваем кухонные сеточки металлической сеткой в 1–3 слоя. Сетку фиксируем отожжённой стальной проволокой с множественной перекруткой или обжимаем несколькими хомутами. усиливаем перфорацию, снижая её проницаемость для минеральной ваты Согласуем и зачищаем места сварки, привариваем перфорированную трубу на штатное место. сварку проводим с соблюдением всех правил безопасности Все свободное пространство внутри глушителя плотно заполняем выбранным наполнителем. наличие нескольких камер способствует большей функциональности глушителя Работа с минеральной ватой требует индивидуальных средств защиты. отсутствие металлической сетки между отверстиями и ватой приведёт к более быстрому «выдуванию» ваты из глушителя Прихватываем край «крышки» корпуса двумя-тремя прихватками, чтобы избежать смещения и завариваем корпус. Для защиты от коррозии и придания эстетического вида красим термостойкой краской в любимый цвет. Чтобы глушитель служил дольше, в корпусе сверлим одно или несколько отверстий диаметром 1,5–2,0 мм для оттока конденсата. Для определения нижней точки автомобиль должен стоять горизонтально. Видеоматериалы про глушительВ интернете есть множество видеороликов, на которых авторы изобретательно и просто демонстрируют изготовление прямотока своими руками. Видео: как изготовить глушитель-прямоток своими руками
Ещё один наглядный пример изготовления глушителя с нуля. Вариант прямотока выполнен из нержавеющей стали с двумя выхлопными патрубками. Видео: как изготовить глушитель-прямоток из нержавеющей стали
Как сделать прямоток тишеДля снижения громкости выхлопа используют устройства, которые уменьшают проходное сечение выхлопного патрубка глушителя. Рассмотрим часто используемые на автомобилях заслонку и флейту. Установка заслонкиЗаслонку устанавливают либо до, либо после глушителя. Громкость выхлопа прямотока будет явно снижена только при полностью закрытой заслонке. Остаются технологические просветы 3–5% для прохода отработавших газов — поэтому мотор не глохнет. В связи с этим мощность двигателя значимо уменьшается из-за перекрытия системы выхлопа. заслонка изготовлена своими руками Также применяют заслонку для переключения с прямоточного на обратноточный глушитель и наоборот при необходимости. В этом случае устанавливают новый глушитель параллельно старому, а заслонку монтируют перед ними. Эту схему уже используют на некоторых марках автомобилей с завода. механическая регулировка заслонки осуществляется на ходу водителем из кабины Проехать с закрытой заслонкой небольшое расстояние можно, а ездить постоянно — неприемлемо для двигателя. заслонка установлена перед глушителем Изготовление и установка флейтыФлейта (сайленсер) обладает более предпочтительными характеристиками. Она заглушает просвет выхлопной трубы гораздо меньше, чем заслонка. Флейту можно купить, зная внутренний диаметр выпускного патрубка, или изготовить своими руками. Различные конструкции сайленсера показаны на фото. заводские модели Варианты монтажа флейтыВозможные варианты исполнения флейты. способ крепления флейты на выхлопную трубу небольшого диаметра флейта правильной конструкции «помогает» ездить тише звук становится «приятней» для ушей автоинспектора Инструменты и материалы для изготовления флейтыНеобходимые инструменты:
Заготовки правильнее выбрать из нержавеющей стали толщиной 0,8–1,2 мм, что гарантирует длительность эксплуатации. Заготовки из «чёрных» металлов допустимы толщиной 2,0–2,5 мм или меньше, если планируем кратковременные периоды эксплуатации флейты. В качестве заготовок используем два обрезка трубы и листовой металл для фланца. Изготовление флейты своими рукамиПорядок выполняемых работ: просечка делит выхлоп газов на два потока, что уменьшает громкость выхлопа Для дополнительной разгрузки системы выпуска от избыточного давления отработавших газов сверлят отверстия во фланце. дополнительные отверстия способствуют более свободному выхлопу поток выхлопных газов глушится за счёт разгрузочных отверстий и противохода нержавейку красить нет необходимости Видеоматериалы про флейтуВидео: звук выхлопа через прямоток без флейты
Видео: звучание флейты на том же автомобиле
Нормы шума и ответственность за их превышениеОтветственность за громкий выхлоп глушителя предусмотрена по статье 8.23 КоАП. Водитель привлекается за эксплуатацию машины с превышением уровня шумов по Техническому регламенту Таможенного Союза 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств» пункта 9.9. Таблица: зависимость предельно допустимого уровня звука от категории транспортного средства Категория транспортного средства Уровень звука (в децибелах) M1, N1, L 96 M2, N2 98 M3, N3 100Категория M1, N1 и L — это легковые автомобили, имеющие не более 8 мест для сиденья, грузовые автомобили с разрешённой максимальной массой не более 3,5 т., мотоциклы/мопеды/квадроциклы. Категория M2 и N2 — это автомобили с более чем 8 местами для сиденья (кроме водителя), но максимальная масса которых не превышает 5 тонн, и грузовые автомобили с разрешённой максимальной массой от 3,5 до 12 тонн соответственно. Категория M3 и N3 — это полноценные автобусы и грузовые автомобили с разрешённой максимальной массой более 12 тонн (фуры, большинство самосвалов). По 12.5.1 КоАП водитель (или собственник) привлекается за внесение изменений в конструкцию автомобиля без разрешения надзорного органа — ГИБДД. Итак, штраф за глушитель-прямоток может составлять либо предупреждение плюс штраф в размере 500 рублей, либо два штрафа по 500 рублей (двух предупреждений на практике вынесено быть не может). Изготовление прямоточного глушителя и его дальнейшее усовершенствование под силу большинству автолюбителей. Несмотря на ограничения при эксплуатации подобных устройств в нашем социуме, желающих изготовить своими руками и установить на автомобиль прямоточный глушитель становится больше и больше. Благодаря подробным инструкциям с фотографиями и видеоматериалами изготовить прямоток будет намного легче. |