Masakra.ru » Автохимия

Автомобильные масла: их классификация и виды

Автомобильные масла: их классификация и виды с фото

Есть множество видов масел для двигателя и выбрать нужное порою нелегко. Но для конкретного ДВС требуется автомобильное масло, соответствующее требованиям автопроизводителя.  О параметрах, влияющих на классификацию, поговорим ниже.

Классификация

  • Все масло для двигателя выделяется в три основных группы по основе:
    • синтетическое. Такое масло для двигателя на банке (коробке) обозначается надписью «Fully Synthetic». Основу составляют химические вещества, синтезирующиеся посредством химических процессов. Хорошо сочетается с различными присадками, улучшающими состав продукта. Обладает свойствами защиты/ очищения ДВС. Синтетическое масло для двигателя не густеет при низких температурных режимах (в пределах указанных). Сохраняет рабочие свойства даже при воздействии высоких температур;
    • полусинтетическое («Semi-Synthetic»). Некий компромисс между «минералкой» и синтетикой. Однако основа – минеральная, с большим количеством присадок. Такой состав имеет сходства с синтетическим, отсюда – похожие эксплуатационные показатели при более низкой цене;
    • минеральное («Mineral»). Минеральная основа – это продукт, получающийся в процессе перегонки нефти. Технические и эксплуатационные характеристики уступают синтетике. Работа при высоких температурах неустойчивая в связи с наличием в своем составе природных компонентов. При отрицательной температуре густеет. Взаимодействует с воздухом в ходе химических реакций, из-за чего на двигателе образуются шлаки при вскипании;
  • Моторное масло делится и классифицируется по типам силовых агрегатов:
    • бензиновые моторы;
    • дизельные;
    • турбированные.
  • Вязкостно-температурное свойство;
  • Цена.
  • Различие по области применения

    Классификация по области применения, изложенная выше имеет 3 типа (дизельные, бензиновые, турбированные).

    Однако тенденция последнего времени привела к появлению подгруппы собственных типов масел. Это связано с массовым производством двигателей с турбонаддувом (бензин, дизель).

    Данная классификация масла для двигателей различает между собой составы, у которых применены различные присадки. Они создают условия для эффективной работы масла на моторах с определенным типом топлива. Эти присадки предотвращают загустение и вспенивание масляного состава в турбо-моторах. Соответствующий показатель указан в регламенте международного стандарта API (разработка 1947 года американским нефтяным институтом).

    Две буквы на латинице после названия стандарта указывают на масло для определенного типа мотора:

    • буква S («Service») – бензиновые моторы;
    • С («Commercial») – дизельные.

    Вторая после данных буква отвечает за наличие турбины, а также указывает на период времени производства силовых агрегатов — для них и предназначено масло.

    Еще в дизельных маслах присутствует цифра 2 либо 4, обозначающая двух/четырехтактный мотор.

    Универсальное моторное масло применяется на бензине, и дизеле – классификация при таком раскладе имеет двойной стандарт. Пример: SF/CC, SG/CD и так далее.

    Пояснения API (бензин)

    Классификация по стандарту API с небольшими пояснениями:

    Бензиновые автомобильные двигатели:

    • SC — разработка автомобилей (двигателей) до 1964 года;
    • SD — до 1964-68 годов;
    • SE — до 1969-72 годов;
    • SF — до 1973-88 годов;
    • SG — до 1989-94 года (суровые условия эксплуатации);
    • SH —до 1995-96 года (суровые условия эксплуатации);
    • SJ — до 1997-2000 года (модернизированные энергосберегающие свойства);
    • SL — до 2001-03 года (срок эксплуатации продолжительный);
    • SM — машины (моторы) с 2004 года;
    • SL+: усиленная сопротивляемость к окислительному процессу.

    Прежде, чем залить масло другой марки в двигатель следует знать: показатель API используется исключительно по нарастающей. Класс не рекомендовано изменять свыше двух уровней.

    Пример: ранее использовалось моторное масло SH, тогда следующая марка будет – SJ, ибо масляный состав классом выше обогащен всеми присадками предыдущего.

    Не рекомендуется: замена эксплуатируемого масляного состава с маркировкой SD (машины с архаичными ДВС) на SL (современные авто). Это чревато неполадками (повышенным износом) частей двигателя.

    Пояснения API (дизель)

    Классификация для дизельных силовых установок:

    • CB — машины (моторы), спроектированные до 1961 года (высокая концентрация серы);
    • CC — до 1983 года (тяжелые условиях эксплуатации);
    • CD — до 1990 года (топливо содержит H2SO4 в большом количестве; суровые условия эксплуатации);
    • CE — до 1990 года (турбонаддув);
    • CF — до/с 90 года, (турбонаддув);
    • CG-4 — до/с 94 года (турбонаддув);
    • CH-4 — до/с 98 года (высокие нормы по выбросу вредных веществ в атмосферу; для рынка США);
    • CI-4 — машины (силовые агрегаты) с турбонаддувом, с клапаном системы EGR;
    • CI-4+ (plus) — идентично предыдущему (+адаптация под высокие экологические нормы США).

    Группировка по свойствам вязкости/температуры

    На данный момент широко используется международный стандарт типа SAE для большинства масленых составов. SAE регламентирует густоту масла, что влияет на то, какое выбрать моторное масло.

    Масло для двигателя, в основном, имеет универсальные качества: летняя и зимняя эксплуатации. Данный тип масел (стандарт SAE) имеет обозначение: цифра-латинская буква-цифра.

    Пример: масляный состав 10W-40

    W – адаптация к низким температурам (зима).

    10 – предельная отрицательная температура, при которой гарантировано сохранение маслом все своих свойств в исходном виде.

    40 – максимальная положительная температура, гарантирующая сохранение полезных свойств масляного состава.

    Эти цифры являются показателями вязкости: низкий/высокий температурный режим.

    В случае предназначения масла эксплуатации летом, присутствует маркировка «SAE 30». Цифра является обозначением максимально допустимого температурного режима, при котором существует гарантия сохранения свойств.

    Вязкость (отрицательные температуры)

    Температурные границы следующие:

    • 0W – моторное масло эксплуатируется при низких температурах до -35 градусов по Цельсию;
    • 5W –до -30о C;
    • 10W – до -25o C;
    • 15W – до -20o C;
    • 20W – до -15o C.

    Вязкость (высокие температуры)

    Границы следующие:

    • 30 — использование масла до +25/30o C;
    • 40 — до +40o C;
    • 50 — до +50o C ;
    • 60 — свыше 50o C.

    Вывод: низшая цифра соответствует жидкому маслу; высшая – густому. Моторное масло 10W-30 должно использоваться при температурных режимах: -20 /+25 градусов.

    Стандарт ACEA

    Это классификация распространена в Европе. Аббревиатура расшифровывается в качестве наименования организационной структуры «Европейской ассоциации автопроизводителей». Стандарт введен в 1996 году.

    ACEA подразумевает под собой евро-стандарты физико-химических исследований. Однако с 01/03/1998 классификация подвергнута пересмотру, в результате которого введены иные нормы, действующие с 01/03/00 г. На основание этого, полное наименование – ACEA-98.

    Европейский стандарт имеет сильное сходство с международным – API. Однако ACEA требовательней по ряду параметров:

    • бензиновый/дизельный двигатель обозначается буквенными символами – А либо В. Класс А подразумевает три степени применения, класс В – четыре;
    • грузовая машина (дизельная силовая установка) и эксплуатирующийся в жестких условиях обозначен буквой «Е». Четыре степени применения.
    Цифровое значение, идущее после буквы означает требования стандарта: высокие цифры соответствуют более строгим требованиям.

    Итого: моторное масло A3/B3 стандарта ACEA аналогично по свойствам, параметрам SL/CF (API). Однако европейская классификация подразумевает под собой использованием специальных классов масел. Причина – массовое производство в Старом Свете автомобилей с турбированными моторами малого объема, которые испытывают высокие нагрузки. Такие автомобильные масляные составы должны нести помимо основной функции еще и защиту элементов ДВС, а также быть с минимальной степенью вязкости с целью:

    • снижение мощностных потерь на трение;
    • улучшения экологических показателей.

    На основе этого моторное масло типа A5/B5 (ACEA) предпочтительней по ряду параметров, нежели SM/CI-4 (API).

    Изменение состава

    Классификация ACEA может претерпевать реформы, отталкиваясь от конкретной автомобильной марки. Это связано с различными технологиями, применяемыми в своих двигателях европейскими автопроизводителями.

    Поэтому для определенного типа силового агрегата, разработанного автомобильным производителем необходимо использование более точных требований, которые предусматривает классификация.

    Пример: легковые автомобили с современными силовыми установками (BMW, VW Group) оборудованы прогрессивными электронными системами. Они соответствуют стандарту ACEA и требуют особого состава масла.

    Сегмент грузового транспорта (дизельная силовая установка) имеет лидеров в виде Scania, MAN, Volvo – эти машины также соответствуют стандартам и задают планку лучших масел Класс элитарных авто традиционно возглавляет Mercedes-Benz.

    Стандарт ISLAC

    Американские производители автомобилей вместе с японскими имеют собственный стандарт и классификацию – ISLAC. Он практически полностью идентичен международному API, поэтому выбрать можно и то, и другое.

    Маркировка для бензиновых двигателей:

    • GL-2 (ISLAC) = SJ (API);
    • GL-3 (ISLAC) = SL (API) соответственно, и так далее.

    Группа JASO DX-1 выделена отдельно – это японские машины с турбодизельными силовыми установками, соответствующие стандарту ISLAC. Эта маркировка также подходит для современных моторов с высокими экологическими нормами и оборудованными турбонаддувом.

    Стандарты ГОСТ

    Классификация по ГОСТу применялась в СССР, а также в странах-союзниках, где использовалась техника советского образца. Стандарты предусматривают свойства вязкости/температуры, область применения. Классификация API в пределах ГОСТ обозначается русскими буквами. Определенная буква отвечает за конкретный класс и вид силового агрегата.

    Аналогично и с SAE. Только вместо буквы «W» (зима) пишется русская «З».

    Выбираем грамотно

    Чтобы грамотно выбрать моторное масло, помимо маркеровочных обозначений/температурных критериев эксплуатации автомобиля нужно придерживаться дополнительных критериев:

    • для нового мотора, не выработавшего четверти от заявленного ресурса надо выбирать масло 5W30 /10W30 (SAE);
    • двигатель со среднем наработанным ресурсом (25-75%) более лоялен. Для него можно выбирать моторное масло типа 15W40/5W30/10W30 –зимняя эксплуатация. Универсальная эксплуатация: 5W40;
    • отработанный ресурс – 75% и более. Рекомендовано выбирать 15W40 /20W40 (SAE) – лето. Зимняя эксплуатация: 5W40 /SAE 10W40 (SAE). Универсальная: 5W40 (SAE).

    И помните: заливайте масло в двигатель только от проверенного производителя – так мотор прослужит долго, и не доставит неприятностей.

    Репост
    Наверх