Masakra.ru » Запчасти

Разновидности аккумуляторов для автомобилей

Разновидности аккумуляторов для автомобилей с фото

Содержание

  • 1 Какие бывают разновидности батарей?
    • 1.1 Изделия с добавками сурьмы
    • 1.2 Кальциевые источники питания
    • 1.3 Батареи — гибриды
    • 1.4 Вместо жидкости — гель
    • 1.5 Прочие АКБ
  • 2 Рекомендации по выбору

Выбор новой аккумуляторной батареи для автомобиля – дело тонкое. Как водится, сложности появились у автомобилистов благодаря внедрению новых технологий производства и расширению ассортимента разных типов автомобильных источников электропитания. Сейчас даже опытному автолюбителю перед походом в магазин не помешает узнать, какие бывают виды аккумуляторов и какой из них лучше взять для своей машины.

Какие бывают разновидности батарей?

Электрохимические источники питания используются повсеместно – в бытовой технике, промышленности, на транспорте и в других сферах. Но аккумулятор для автомобиля – это особая категория изделий, изготавливаемая для решения определенных задач:

  • Вращение стартера и пуск двигателя авто — главная функция батареи. Для ее реализации важно обеспечить высокий пусковой ток в течение короткого периода времени.
  • Питание систем, функционирующих при отключенном двигателе. К таковым относится блок управления (контроллер), часы, сигнализация и так далее.
  • Помощь генератору в случае пиковых нагрузок на электрическую сеть. В аварийных ситуациях, например, при поломке генератора, эта поддержка может превратиться в полное замещение.
  • Если последние 2 задачи может решить практически любой источник питания, то с пуском силового агрегата могут справиться лишь определенные разновидности аккумуляторов для автомобилей – свинцово-кислотные. По исполнению и эксплуатационным характеристикам они делятся на такие группы:

    • сурьмянистые и малосурьмянистые;
    • кальциевые;
    • гибридные;
    • изготавливаемые по технологии Absorbent Glass Mat (сокращенно AGM) и гелевые.

    Все перечисленные изделия имеют свинцовые электроды (банки), заправлены электролитом на основе серной кислоты и работают по одному принципу. Отличия – в технологии исполнения и применении дополнительных материалов, улучшающих свойства батарей.

    К отдельным категориям относится щелочной и литиевый аккумулятор, чье устройство несколько отличается от кислотных источников напряжения. Как это влияет на характеристики изделий, стоит рассмотреть подробнее, но вначале – о традиционных автомобильных батареях, чьи параметры оцениваются по таким критериям:

    • способность к восстановлению после полной разрядки;
    • степень испарения электролита;
    • склонность к разряду во время хранения.

    Изделия с добавками сурьмы

    Этот химический элемент служит для улучшения рабочих свойств чистого свинца, а именно — для придания ему твердости и оптимизации процесса электролиза. Из-за последнего фактора производители отказались от выпуска аккумуляторов с высоким содержанием сурьмы (более 5%), поскольку в них быстро выкипал электролит, отчего автомобилистам приходилось часто доливать дистиллированную воду.

    На данный момент в продаже имеются только малосурьмянистые аккумуляторы (менее 5% сурьмы) с такими характеристиками:

    • самая низкая цена среди всех источников питания, предназначенных для авто;
    • способность восстанавливаться после глубокого разряда;
    • необходимость периодической доливки воды, так как электролит все же выкипает;
    • батарея склонна к медленному саморазряду.

    Привлекательность малосурьмянистых аккумуляторов заключается в низкой стоимости и стойкости к перепадам в бортовой сети, что свойственно машинам отечественного производства.

    Остальные виды батарей не столь неприхотливы, из-за нестабильности в электрических цепях их срок службы сокращается. Изделия с добавками сурьмы считаются малообслуживаемыми, поскольку требуют к себе периодического внимания в процессе эксплуатации.

    Кальциевые источники питания

    Отличие данного типа батарей состоит в том, что место сурьмы в них занял кальций, о чем свидетельствует соответствующая маркировка на корпусе – «Са/Са». В некоторые модели производители также добавляют серебро в небольших количествах. Цель этих мероприятий – уйти от выкипания электролитической жидкости и повысить надежность изделий. Если в сурьмянистых источниках постоянного тока процесс электролиза начинается уже при напряжении 12 В, то в кальциевых порог закипания составляет 16 В.

    В результате модернизации кальциевый аккумулятор для автомобиля получил характеристики, противоположные сурьмяному:

    • самостоятельный разряд практически отсутствует;
    • выкипание электролита близко к нулю;
    • батарея может прийти в негодность после 3—4 циклов полной разрядки, поскольку неспособна восстанавливаться;
    • по стоимости изделие относится к средней ценовой категории.

    То есть, аккумуляторы с добавкой кальция не нуждаются в обслуживании и не разряжаются, но боятся нестабильности автомобильной сети и глубокого разряда. Если их эксплуатировать в приемлемых условиях, то изделие прослужит дольше, чем сурьмяной источник напряжения.

    Батареи — гибриды

    Гибридный аккумулятор олицетворяет компромисс между сурьмянистыми и кальциевыми АКБ как по конструкции, так и по свойствам. В нем положительные электроды выполнены с добавлением сурьмы, а отрицательные пластины – кальция и серебра, отсюда и название. Данная разновидность батарей – наиболее многочисленная по количеству выпускаемых моделей, что свидетельствует об их популярности.

    Гибриды изготавливаются по технологии Calcium Plus и распознаются среди прочих изделий по маркировке «Ca+» либо «Ca/Sb». Их характеристики являются золотой серединой между сурьмяными и кальциевыми аккумуляторами:

    • изделия устойчивы к скачкам напряжения в бортовой сети и полному разряду, обладая способностью к восстановлению;
    • испарение электролита имеет место, но в небольших количествах;
    • при хранении батарея разряжается, но очень медленно.

    Смешанные свойства гибридных АКБ сочетаются с приемлемой ценой. Она не превышает стоимости кальциевых источников питания.

    Вместо жидкости — гель

    Замена классического электролита гелевым составом – это высокотехнологичное решение, позволяющее объединить все лучшие свойства в одном изделии. Такой наполнитель не вытекает при переворачивании, не выкипает и обладает повышенной стойкостью к вибрации, вызывающей осыпание пластин в обычных кислотных аккумуляторах. Отсюда и многочисленные преимущества:

    • батарея выдает большой пусковой ток вплоть до полного разряда;
    • нет саморазряда и выкипания жидкости;
    • АКБ способна многократно восстанавливаться после зарядки.

    Единственный недостаток гелевых аккумуляторов – высокая стоимость, что ограничивает их массовое применение в автомобилях всех категорий.

    Прочие АКБ

    Щелочной и литий-ионный аккумулятор на данный момент считается экзотикой, поскольку встречается на автомобилях достаточно редко. Первые отличаются большими габаритами и высокой ценой, хотя по длительности пускового тока, саморазрядке и испарению жидкости превосходят традиционные свинцово-кислотные батареи. Электроды в них выполнены из железа, покрытого кадмием и гидроксидом никеля, а роль электролита играет щелочь (едкий калий).

    Литиевый аккумулятор пока что находится в стадии доработки. При множестве достоинств – высокой электроемкости, низком саморазряде и повышенном удельном напряжении такая АКБ имеет серьезные недостатки:

    • неспособность давать пусковой ток для стартера авто;
    • боится глубокого разряда и теряет электрическую емкость с течением времени;
    • количество циклов заряд – разряд (до 500) недостаточно для использования на автомобиле.

    Кроме того, подобные изделия заметно хуже работают при отрицательных температурах и отличаются приличной ценой.

    Рекомендации по выбору

    Выбирая аккумулятор для автомобиля, нужно учитывать его тип и особенности, а не только ориентироваться на цену. Есть несколько советов на этот счет:

  • Для машин отечественного производства отлично подойдет малосурьмяной или гибридный источник питания.
  • Кальциевые батареи – это выбор владельцев новых иномарок, у которых электрооборудование работает стабильно.
  • Для подержанных автомобилей иностранных брендов лучше выбирать гибридные АКБ. Они же хорошо послужат на отечественных авто последнего поколения.
  • Гелевые аккумуляторы годятся для всех легковых автомобилей. Другое дело, что не каждый автолюбитель может себе позволить такую покупку, поэтому их чаще всего используют владельцы элитных марок и внедорожников.

    Репост
    Наверх