Топливный насос: определение, устройство и его давлениеТопливный насос (ТН) является важнейшим элементом в составе системы подачи топлива в двигатель. Его задача ? транспортировка определенной порции топлива (под давлением) до форсунок либо к карбюратору. ТН делится на две разновидности:
Механический насос«Механика» ? один из видов ТН, на основе поршня. Конструкция:
Принцип работыПривод действует от эксцентрика распредвала. По ходу вращения эксцентрика посредством приводного механизма происходит движение штока с диафрагмой вниз, при одновременном натяжении пружины. Над диафрагмой становится больше объем полости. Возникающее разряжение провоцирует поступление горючего к ТН, оно проходит из бака через всасывающий клапан, тогда как нагнетательный клапан находится в закрытом состоянии. Последующий ход эксцентрика разгружает приводной рычаг насоса, диафрагма же движется к верхней точке по инерции от возвратной пружины. Сверху диафрагмы образуется давление, отодвигающее нагнетательный клапан. Благодаря этому топливо проходит к карбюратору посредством нагнетательного патрубка (всасывающий клапан находится в закрытом состоянии). Каждый оборот эксцентрика начинает заново цикл действия насоса. При заполнении поплавковой камеры карбюратора запорной иглой отсекается поток горючего к карбюратору. Диафрагма при этом, находится неподвижной в нижнем точке, тогда как приводной механизм насоса функционирует вхолостую (без нагрузки). Механический ТН имеет автоматическую регулировку, которая изменяет амплитуду хода диафрагмы. Насос на электрической основеЭлектрический топливный насос интегрируется в топливную систему машин, которые имеют распределенный впрыск топлива. Силовой агрегат (бензин/дизель) с прямым впрыском горючего имеет следующую схему поставки бензина (дизеля): топливный насос низкого давления обрабатывает бензин/дизель, который потом поступает на топливный насос высокого давления. Уровень давленияТН на электроприводе воспроизводит давление горючего: от 0,3-х до 0,4-х Мпа. Для силового агрегата с прямым впрыском цифра увеличивается до 0,7-х Мпа. ТН с механическим приводом неактуален на инжекторе по ряду причин, одна из которых ? низкий уровень давления. РасположениеДанный вид насоса может быть интегрирован непосредственно в топливную магистраль либо в бак (топливный резервуар). Зачастую, конструкция современных машин предусматривает установку ТН в бак ? для обеспечения лучшего охлаждения устройства и снижении риска потерь (отсутствует всасывающая магистраль). Недостаток конструкции ? увеличенный нагнетательный топливопровод, что чревато его повреждением. Конструкция имеет два узла, которые установлены в корпус из металла:
Каждый элемент устройства взаимодействует с горючим, поэтому узлы имеют высокий уровень электрического сопротивления (свыше 1 МОм). Принцип работыЗаключается во взаимодействии двух клапанов ? обратного (закрывает доступ топливной системы к двигатель при его остановке), редукционного (путем реверса части топлива к впуску, сохраняет определенный уровень давления в системе). Конструктивные разновидности насосов с электрическим приводом:
В роликовом ТН топливо поступает и нагнетается посредством оборотов ротора и движению роликовых элементов в нем. После того, как зазор между ротором и роликом, стал больше появляется разряжение (горючее заполняет создавшийся зазор). При наполнении топливной смесью вакуума ? ее подача прекращается. Вращение ротора уменьшает зазор и открывается выпускной зазор, через который горючее устремляется из насоса под давлением. Аналогично действует и шестеренный ТН. С помощью ротора (внутренняя шестерня), который синхронно двигается со статором (внешняя шестерня) топливо поступает и нагнетается. Боковые грани зуба ротора по ходу вращения создают в своих промежутках изменяющиеся ниши, посредством которых и происходит поступление горючего с последующим его нагнетанием. Роликовый и шестеренный ТН интегрируются в топливную магистраль. Однако, наибольшее распространение получил центробежный насос (лопастный). Он обеспечивает сбалансированное (минимум колебаний) поступление топлива и в то же время бесшумен. Недостаток устройства ? ограниченная производительность и давление. Центробежный ТН размещен в топливном резервуаре. Крыльчатка устройства имеет многочисленные лопатки по периметру. Она вращается в пределах камеры (с двумя каналами ? всасывающий, нагнетающий). Лопатки создают завихрения топлива, что повышает давление. АктивацияТН работает при поступлении сигнала от ЭБУ: он активирует реле устройства при включении зажигания. Таким образом удается обеспечить запуск силового агрегата. Некоторые машины умеют активировать ТН уже при открытии водительской двери. Устройство поддерживает топливное давление в узком диапазоне. Давление изменяется от роста/понижения напряжения либо посредством клапана (предохранительный). |